Рош а-Шана называют Еврейским Новым Годом. Но на разгульный и шумный Новый год, который принято праздновать в России, с елкой, оливье и дедом Морозом, он совсем не похож. Рош а-Шана по сути - строгий и вызывающий трепет день. Это День Суда над всеми обитателями Вселенной. Потому и рассказать тебе хочу сегодня о том, о чем говорить и думать порой грустно, непросто.

Возможно, ты не знаешь, но у Еврейского Нового года есть еще одно название, которое глубже раскроет тебе суть этого праздника. Тора называет Рош а-Шана «Днем Гласа Трубы» (Йом Труа), имея в виду, что звуки шофара должны сокрушать сердца (одно из значений слова труа – «разлом») и вызывать раскаяние и сокрушение о совершенных грехах, ибо тот, кто искренне раскаивается и вступает на путь исправления, вначале горько сожалеет о содеянном. Этим доказывается, что он оставил греховную жизнь и больше к ней не вернется. Звук шофара похож на женский стон — плач страдающего человека, может быть, и то, и другое вместе. Очевидно, что труа – это вопль, непроизвольно вырывающийся из уст удрученного человека.

Почему Еврейский Новый Год начинается с такого вот плача? И зачем вообще трубят в шофар? Знаешь, ты, наверно, удивишься, но на этот вопрос нет точного ответа. Еврейский мудрец Рамбам пишет в Законах тшувы (раскаяния): «Трубить в шофар — значит исполнить заповедь Вс-вышнего, записанную в Торе, и поэтому эта заповедь не нуждается ни в каком рациональном пояснении. Тем не менее, есть намек на причины, по которым на Рош а-Шана трубят в шофар. Шофар как бы провозглашает: проснитесь, спящие, пробудитесь, дремлющие! Осмотрите свои дела, вернитесь на дороги истины, вспомните о своем Создателе. Вы, в суете времени забывшие о смысле жизни! Вы, весь год проведшие в суете и свершении пустяков, которые не добавляют (счастья), не убавляют (печали) и не спасают. Взгляните на свои души, измените свои дела! Пусть каждый из вас оставит свой путь, ведущий к страданию и разочарованию, откажется от образа мыслей, в которых нет ни блага, ни добра! »

Голос шофара напоминает нам о том дне, когда наши предки стояли у горы Синай, где был слышен «очень сильный звук шофара». Он же напоминает нам о разрушении Храма, взятого римлянами под звуки военных труб. В нем мы слышим призывы к грядущему дню Великого Суда.

Но, к сожалению, бывает так, что нам не только трудно раскаяться, но трудно вообще продолжать верить в Б-га.

Как такое случается, представить себе, к сожалению, может каждый. Жизнь не состоит из одних радостных дней, бывает, что год не складывается так удачно, как хотелось бы. Иногда нам кажется, что мы видим, что происходят вроде бы совсем несправедливые вещи. Террористы захватывают и убивают трех замечательных молодых людей, несмотря на многотысячную молитву евреев у Котеля, несмотря на небывалое единение всего народа Израиля, и потом, в течение почти всего лета наши друзья и родственники вынуждены по несколько раз за сутки сидеть в бомбоубежищах. У кого-то (а-Шем ишмор) долго болел и сошел в могилу горячо любимый родственник, чья-то мать страстно хотела ребенка, и уже обсуждалось в семье, как родится братик или сестричка, в чьей комнате он будет жить, но вдруг что-то пошло не так и в какой-то момент вам сказали, что малыша не будет... У каждого своя боль. Как с ней справиться и продолжать верить? Как понять, почему все ваши молитвы, чтения Тегилим, ми ше берах (молитва за больного, которую читают после чтения Торы в синагоге), почему ВСЕ это не сработало?! Мы ведь верили, надеялись на Вс-вышнего?!

Как и в случае с шофаром - нет ответа, возможны лишь наши человеческие версии. Не думаю, что возможно разобраться в этом вопросе окончательно, так, чтобы с уверенностью сказать: «Мне все понятно». Жизнь - слишком сложная штука, чтобы объяснить себе всё.

Да, не всегда а-Шем исполняет просьбы евреев. Бывает, что то, о чем мы усердно просим в своих молитвах, не принесет нам пользы и, более того, может даже навредить нам. А бывает, что просимое нами просто несвоевременно, и Вс-вышний обязательно даст нам это, но позже, именно тогда, когда просимое послужит к нашей пользе. А еще, мы очень часто не замечаем Его бесчисленных для нас благодеяний, считая, что Он нас оставил. Это не так. Приведу тебе одну, возможно известную, притчу. Одному умирающему человеку во время его перехода в лучший мир представился его жизненный путь в виде следов на песке. При этом он, кроме своих следов, увидел еще одни следы – Б-жьи. И тут его поразило, что в самые трудные моменты его жизни Б-жий след теряется. И он, потрясенный, спросил:  -Господи, как Ты мог в такие тяжкие дни и часы оставить меня, страдающего и обессилевшего? На что Б-г ответил ему, что Он нес его в это время на руках…

Иногда бывают обстоятельства в жизни, которые очень болезненны для нас, неприятны, скорбны и даже пугающи, и мы не способны до конца оценить их последствия, значимость и причины в момент, когда это случается.

Вспомните, как тяжела была судьба Йосефа, которого предали братья, продав в рабство, как несправедливо с ним обошелся Потифар, в какие жуткие условия он попал, оказавшись в тюрьме? Его жизнь в течение многих лет выглядела, как цепь ужасающих событий, и каждый раз, кажется, у него были все основания отчаяться, отступить от Б-га в обиде, озлобиться на мир и людей. Но еврей, знающий о Б-жьем присутствии, почувствует Его заботу в тот момент, когда будет казаться, что Вс-вышний совсем покинул его. Йосеф сохранил свое сердце, и Вс-вышний поднял его!

Рассказывают наши мудрецы, что однажды царь Соломон вознамерился сделать доброе дело, приложив свою смекалку. Дело было так. Он встретил опечаленного ангела смерти, который получил приказ Вс-вышнего забрать двух людей, но не мог никак их найти. Тогда Соломон, зная, что ждёт этих людей, послал их в одно-единственное безопасное место, где ангел смерти бессилен.

На следующий день царь Соломон встретил радостного ангела смерти, который сообщил ему, что те двое, которых он не мог разыскать, встретились ему именно у входа в то безопасное место, где он и получил приказ их взять.

Бесполезно обсуждать приговор Б-га, нужно быть готовым принять его, каким бы он ни был. И все- таки, будучи людьми, мы хотим попросить, насколько это возможно, сделать нашу жизнь "сладкой".

Но в этот день уже нельзя просить материальное прямым образом. Ведь судья уже принял во внимание все обстоятельства дела. Но не стоит падать духом, потому что… можно намекнуть. На нашем праздничном столе сладость, удачу символизирует и мед, и все симаним - различные виды пищи, которые намекают, ассоциируются с добрыми событиями.

Важно также не забыть попросить прощения у всех, кого мы обидели в прошедшем году. И простить всех обидевших нас. Ведь если мы всей душой простим людей, то и к нам на Небе отнесутся с большей благосклонностью. Тогда наше обращение к Небесам с просьбой о прощении будет выглядеть иначе — ведь мы простили другим…

В Рош а-Шана определяется, что произойдёт с человеком в наступающем году, поэтому

не забудьте пожелать всем своим друзьям и близким Лэ-шана това тикатэву вэ-тихатэму, что означает «Пусть будет записано и скреплено печатью решение, что у вас будет хороший год». Амен.

Автор Маргалит Гершкович

Подписка на обновляемые материалы в текущем выпуске

Архив выпусков